Составление "продающего" резюме - задача непростая, но интересная. В предыдущих пяти статьях я рассказала вам о тех важных моментах, на которые стоит обратить внимание и качественно их прописать. В последней статье "Шаг 5. Опыт работы" мы говорили об объеме резюме и описании вашего трудового стажа. Коснулись вопроса описания опыта работы для тех, кто еще не работал, а только завершил образование, и для тех, кто уже прошел значительный профессиональный путь.
Сейчас конкуренция на рынке труда очень повысилась. И когда мы делали самую первую ревизию вашего резюме, то я говорила о необходимости выделить свое резюме из потока шаблонных и стандартных CV ваших конкурентов. И один из способов сделать ваше резюме "замечательным" (таким, которое рекрутер заметит) - это прописать в вашем резюме кроме обязанностей еще и ваши достижения и результаты работы.
Покажите, что вы не просто умеете просиживать на рабочем месте с 9:00 до 18:00, пить офисный кофе и есть печеньки. Продемонстрируйте потенциальному работодателю через описание достижений, что вы:
- ответственны и нацелены на результат (вместо шаблонного списка личных качеств),
- имеете аналитический склад ума, умеете решать задачи и оценивать вашу работу,
- любите свою работу, уверены в себе и умеете презентовать свои достижения,
- обладаете активными ресурсами (способностями, умениями, знаниями, навыками), которые обеспечат достижение подобных результатов в будущем на новой должности,
- успешны в проектах, которые актуальны и для вашего потенциального работодателя, и сможете повторить такой же результат и в его компании.
Работая с клиентами на консультациях по составлению и улучшению резюме, я почти всегда сталкиваюсь с тем, что самая большая сложность возникает с описанием своих результатов работы. Кто-то начинает скромничать, кто-то просто не хочет напрячь свою память и вспомнить, что ценного для компании и для своего профессионального роста было сделано на каждом месте работы.
Но в любом случае вам стоит сделать перечень своих достижений. Если в резюме вы не напишете о них, то на собеседовании об этом вас обязательно спросят и застанут врасплох. Лучше подготовьтесь заранее!
Сложности с описанием достижений?
Я подскажу вам простую формулу для описания достижений, которая подчеркнет ваш опыт и сильные стороны:
«Я добился X по сравнению с Y благодаря тому, что занимался Z»
или более "поэтичная" формула, для тех, кто мыслит образами, а не цифрами:
"Я начал дело Х и завершили его с результатом У -> после этого мир* стал лучше*",
*где "мир" - это бизнес-процесс, работа отдела, компании вцелом, а "лучше" - выразите в цифрах.
Начните фразу с глагола совершенного вида в прошедшем времени, численно измерьте ваши достижения (в процентах, в денежных эквивалентах, в разах), представьте основные данные предыдущего периода для сравнения и укажите ваши действия, которые вы применили для достижения этого результата.
Описывайте конкретные измеримые в цифрах результаты - увеличил на 5%, обучил 3-х стажеров, сделал доклады на 10 конференциях, написал 30 статей, прошел 4 налоговые проверки, нарисовал 23 баннера и т.д. Не имеет значения, какими единицами измерения вы пользуетесь, важно представить результат в цифрах.
Помните о конфиденциальности! Информация об объемах продаж, доходах и другие цифры из бизнес-планов как правило относится к конфиденциальной и вы не имеете права ее разглашать. Тогда лучше используйте проценты и разы – они более наглядны, чем абсолютные показатели, ведь в одной компании бюджет может исчисляться сотнями тысяч гривен, а в другой – миллионами долларов.
Проверяйте после завершения работы над каждым фрагментом текста, нет ли в вашем резюме слов, которые требуют конкретизации, нет ли моментов, которые вызывают вопросы. Проверьте нет ли шаблонных фраз, которые не несут полезной информации.
Например, вместо "обширный опыт..." напишите "опыт более 7 лет...",
во фразе "наладила сотрудничество с рядом сетевых супермаркетов" дайте конкретные названия этих маркетов,
вместо "значительно повысил продажи..." напишите "в 3 раза увеличил продажи...",
вместо "вела несколько участков работы" перечислите, какие конкретно зоны ответственности у вас были,
не просто "построил отдел с нуля", а уточните - нанял и обучил 7 менеджеров, прописал должностные инструкции, разработал систему материальной мотивации (зарплата+бонус).
На консультации по улучшению резюме мы вместе формулируем достижения, я помогаю проверить каждую фразу по формуле. Тем, кто готов сам сформулировать свои результаты, я даю в помощь список сильных слов, которые помогут вспомнить и сформулировать мысли.
Достижения не должны повторять функциональные обязанности. В достижениях нужно сделать акцент на то, что выходит за границы повседневных функций. Достижения должны продемонстрировать то, что вы, как специалист, проявили инициативу или выполнил задачу, которая выходила за рамки предыдущего опыта. Прописывая достижения важно показать, что вы видели проблему, задачу и спланировали ваши действия, чтобы получить результат.
Ориентируйтесь на требования вакансии при описании своих достижений. Каждая фраза в резюме должна демонстрировать наличие у вас результатов, которые соответствуют требованиям вакансии, на которую вы хотите отправлять резюме.
Прописывая достижения и результаты работы в вашем CV вы добавляете ему уникальности, усиливаете его и повышаете вашу ценность и вашу "стоимость", как профессионала, в глазах потенциального работодателя. Этим вы заранее отвечаете на вопрос "Почему мы должны взять на работу именно вас?" и "Почему мы должны вам платить именно такую з/п?".
Задание для ревизии CV
Написание раздела "Опыт работы" - самая ответственная часть работы над резюме. Я рекомендую вам потратить 2-3 часа работы, но прописать этот раздел качественно и максимально полно. Особенно если вы претендуете на позицию топ-менеджера, руководителя, начальника отдела, то описание достижений и результатов работы для вас просто обязательно!
Теперь продолжаем ревизию вашего CV:
- Выберите 2-3 вакансии, на которые вы будете ориентироваться при создании списка достижений.
- Просмотрите, какие обязанности на каждом вашем месте работы имели результаты, созвучные с требованиями выбраных вакансий. Возможно были задания, проекты, которые выходили за рамки повседневной рутинной работы, и вы с ними успешно справились, получили результаты, которые можете выразить в цифрах, и которые дали коммерческую выгоду вашему работодателю (сократились расходы, затраты времени/сил, уменьшились сроки, увеличился доход или улучшилось качество ...и т.п.). Запишите все, чем вы можете гордиться.
- Сложно "с нуля" написать достижения? Переформулируйте ваши обязанности в виде достижений.
- Вспомните ВСЕ: проекты, в которых вы участвовали, ваши инициативы, благодарности от руководства, ваших клиентов, все бизнес-процессы, где вы обнаружили недостатки, сбои, и нашли способы их улучшения. Запишите все в столбик и найдите грамотные формулировки для описания.
- Просмотрите списки достижений и добавьте к ним конкретику - измеримые в цифрах результаты.
- Проверьте, чтобы вы не использовали конфиденциальную информацию в резюме.
- Еще раз вычитайте текст и уберите шаблонные фразы. Если сложно их найти самостоятельно - попросите друга, коллегу, вашего консультанта по карьере вам помочь.
- Если вообще не можете вспомнить ни одного достижения, задумайтесь, зачем вам такая работа, которая не вдохновляет вас принять вызов, сделать что-то важное и интересное, чем вы можете гордиться? Может вам не стоит дальше искать работу в том же направлении? Может нужно вернуться к разделу "Цель"?
Не приписывайте себе лишнего - вас быстро выведут на чистую воду опытные рекрутеры. Но и не страдайте излишней скромностью - в поиске работы она только мешает! Покажите через резюме, что вы успешный и знающий себе цену специалист - и вы получите приглашение на собеседование!
Кстати, я еще ни слова не сказала о рубрике "Образование". Я не забыла, а оставила напоследок, чтобы этим разделом завершить CV. Почему об образовании стоит писать в конце документа, я расскажу в следующей статье.
Продолжение следует!
Ваша
Елена Литковская
Читайте также другие статьи из серии "Как составить эффективное резюме" в рубрике "Поиск работы"
"Шаг 1 Ревизия или Взгляд со стороны"
"Шаг 2 Полнота персональной информации"
"Шаг 3 Фото - быть или не быть?"
"Шаг 4 Цель и ваши профкомпетенции"