Как составить эффективное резюме. Шаг 5 Опыт работы

резюме опыт работыCамая важная информация в резюме - описание вашего опыта работы. В этой статье я расскажу о том, что в этом блоке важно для рекрутера. Как я и говорила в предыдущих статьях - информация в CV должна быть необходимой и достаточной, чтобы менеджер по подбору персонала мог принять решение пригласить вас на собеседование.

При описании опыта работы есть две непростые ситуации:

  1. у вас очень большой трудовой стаж и богатый опыт работы - описывать все подробно или как-то сократить, на чем-то сделать акцент, чтобы вместо резюме не получился томик "войны и мира"?
  2. у вас нет опыта работы (вы выпускник ВУЗа или решили кардинально сменить сферу деятельности) - о чем писать, если опыта работы почти нет?

Я дам рекомендации для обеих ситуаций и расскажу, как правильно расставить акценты, чтобы рекрутер увидел вашу компетентность, а резюме при этом не было слишком скудными или наоборот - необъятным.

Объем резюме

Больше текста - не значит лучше. Перед тем, как начать писать, вы должны помнить, что общий объем резюме не должен превышать 2-х страниц печатного текста. При этом размер шрифта должен быть 10-12 с нормальными междустрочными интервалами и полями. Если размер шрифта менее 9, то на мониторе компьютера конечно можно увеличить масштаб для просмотра CV, но в распечатанном виде его невозможно будет прочесть.

Итак, тем, у кого большой опыт работы, нужно воспользоваться формулой:

10 лет трудового стажа = 1 страница резюме

Если у вас минимальный трудовой стаж, то ваше резюме займет 1 страницу и это порадует занятого рекрутера :)

Пишем об опыте работы

Описывая ваш опыт работы, вы даете доказательства и иллюстрации к компетенциям, показываете каким образом были сформированы все те навыки и умения, которые описывали выше, и как ваши отдельные знания сложились в стройную систему профессионального опыта.

Для описания опыта работы и правильной подачи информации вы можете использовать эту простую схему:

  • название должности
  • полное название компании 
  • сфера деятельности компании (для менеджеров продаж, закупок важно указывать рынок, продукт)
  • период работы в этой компании (достаточно указать месяц и год)
  • обязанности - по существу, без copy-paste из должностной инструкции
  • достижения и результаты работы (важно для позиций топ-менеджеров)

Но если все так подробно расписать, имея трудовой стаж более 10 лет, то резюме может не помещаться на 2-х страницах! Что делать? Как сократить?

Чтобы убрать лишний объем текста, используйте следующие рекомендации:

  • Укажите только 3-4 последних рабочих места или опустите информацию о начале вашей карьеры (если вы начинали с должностей типа курьера, секретаря, помощника менеджера и пр.). Или можете кратко упомянуть, но не описывать подробно те места работы, которые не связаны с целью теперешнего поиска.
  • Объедините недолгосрочную занятость на тех должностях, где периоды работы был менее одного года. Например, если вы по 3-6 месяцев работали в разных компаниях на должности торгового представителя или бухгалтера или что-то наподобие этого.
  • Пропустите описание обязанностей, если название должности говорит само о себе (например, менеджер по продажам, дизайнер, офис-менеджер и т.п.). Лучше сделайте акцент на достижениях и результатах, которые представят вас, как профессионала, и сделают ваше резюме более ярким и запоминающимся.

Что делать, если опыта работы нет или он минимальный?

С этим сталкиваются те, кто только закончил обучение, кто решил кардинально поменять сферу деятельности и освоить новую специальность. В таком случае вам нужно применить свою креативность и напрячь память.

Вспоминайте все то, что может быть ценно для вашего настоящего поиска, любую выполненную ранее работу, которая дала вам навыки, актуальные для вакансии, на которую вы претендуете. Что это может быть:

  • подработки и стажировки во время учебы, в летнее время
  • производственная преддипломная практика
  • полезное хобби, которое связано с той сферой, где вы сейчас хотите работать
  • особые достижения во время учебы (участие в конференциях, дипломная работа, созвучная вакансии)
  • лидерские обязанности во время обучения (глава студкоммитета, староста, лидер тематического клуба и пр.)
  • успешное завершение дополнительных курсов, тренингов
  • наличие собственного блога/сайта в интернете, где есть портфолио ваших работ и демонстрация навыков
  • помощь в открытии или развитии собственного дела (например, родственникам или друзьям)
  • поездки за границу в рамках студенческих программ и т.д.
  • участие в волонтерских и общественных проектах
  • free-lance работа, выполнение работы удаленно, работа без официального трудоустройства

Расставьте акценты, если вы меняете профессию и у вас уже есть опыт работы, но он совершенно в другой сфере деятельности, найдите все общее с новым направлением работы. В обязанностях вы можете выписать то, что будет востребовано и в новом направлении работы:

  • навыки и достижения, которые актуальны и для новой профессии и конкретной вакансии. Например, вы успешно координировали работу группы из 10 человек, эффективно распределяли бязанности и грамотно ставили задачи. Это универсальные навыки, которые будут востребованы в любой работе, независимо от профиля. Они повысят вашу ценность в глазах работодателя.
  • теоретическая база для работы в новой профессии. Например, вы прошли обучение на курсах, получили второе образование – это хороший старт и демонстрация того, что вы уже не на "нулевом" уровне.
  • наработки на бумаге - созданные вами бизнес-планы, разработанные проекты, образцы работ, документов, которые вы готовы реализовать на практике 
  • free-lance работапомощь друзьям-родственникам на дружеских началах - это тоже ценный опыт, который вы можете подать, как ваше преимущество
  • знание иностранных языков, компьютерных программ важных для новой профессии - это рабочие инструменты, которые облегчат вам вхождение в новую должность.
  • образование в смежной области, например, ваша первая (или вторая) забытая специальность, ценная для новой профессии

опыт работы и знанияРасскажу вам небольшой секрет, который должен вас вдохновить и укрепить вашу уверенность в себе, если вы решились искать работу не имея опыта.

Почему часто работодатель готов брать на вакансию человека с минимальным опытом или только теоретическими знаниями, готов его обучить на стажировке или в ходе испытательного срока? Потому что он сможет "воспитать" его в своем корпоративном духе и "слепить" такого специалиста, который нужен именно этой компании. Состоявшийся профессионал чаще бывает не таким гибким и не очень поддатливым, сложнее адаптируется к новым требованиям, чем человек, у которого большой интерес и высокая мотивация к работе в новой сфере.

Задание для ревизии CV

Написание раздела "Опыт работы" - самая ответственная часть работы над резюме. Предлагаю вам проверить качество описания вашего опыта работы. При проверке обязательно держите в фокусе вашу цель - название той должности и содержание той идеальной работы, которую вы сейчас ищете.

  • Какой объем вашего документа - поместился текст на 2 страницы? И еще должен быть запас пустого места для дополнительной информации
  • Если нужно сокращать, то выберите те части стажа, которые можно объединить, пропустить, опустить без ущерба для общего содержания
  • Проверьте обязательную информацию - даты, названия должности, компании. Есть ли необходимость конкретизировать сферу деятельности компании? Можете ли добавить ссылку на сайт компании?
  • Интересно ли, "вкусно" ли описаны обязанности и ваша зона ответственности на каждом месте работы? Учитывайте цель и требования вакансии, которые вы сейчас рассматриваете
  • Попросите кого-то из знакомых прочитать ваше резюме. Будет хорошо, если на ваше резюме посмотрит HR-специалист или руководитель, имеющий опыт подбора персонала. Они проработали сотни резюме и точно укажут вам на «воду» и подскажут, где и как можно улучшить текст.

Когда я начинала писать эту статью, то планировала тут же рассказать и о том, как нужно излагать информацию о ваших результатах и достижениях в опыте работы. Но теперь вижу, что сама могу нарушить требования к объему статьи, комфортной для восприятия))) Поэтому о достижениях - в следующей статье.

Продолжение следует!

Ваша 
Елена Литковская

Читайте также другие статьи из серии "Как составить эффективное резюме" в рубрике "Поиск работы"

"Шаг 1 Ревизия или Взгляд со стороны"

"Шаг 2 Полнота персональной информации"

"Шаг 3 Фото - быть или не быть?"

"Шаг 4 Цель и ваши профкомпетенции"