Эмоциональный интеллект и «Светофор» для детей и родителей

светофорСейчас модно обсуждать тему эмоционального интеллекта, и я не буду повторять теорию. В этой статье расскажу о простой и эффективной технике "Светофор", которая поможет вам лучше понимать, распознавать свои эмоции и эмоции ваших детей и действовать экологично и конструктивно по отношению к себе и окружающим.

Я более 5 лет работала с детьми как учитель и как психолог, уже более 11 лет я мама, и из своего опыта знаю, что непослушание, капризы, негативизм, агрессивность ребенка напрямую связана с тем, что какая-то потребность ребенка остается неудовлетворенной. В младенчестве все просто – если плачет, то значит проверяем по очереди не вздут ли животик, не голоден ли ребенок, не слишком ли мокрый подгузник, не залежал ли ручку-ножку, а может надоел «пейзаж» вокруг и ребенку хочется общения. 

Родители начинают думать о раннем развитии ребенка, подбирают ему лучшие садик, школу. Но забывают о самом главном - о том, что важнее всего научить ребенка понимать свои собственные чувства, эмоции и уметь строить гармоничные отношения с окружающимиРебенок растет и все усложняется, а родителям все так же хочется, чтобы ребенок «не плакал», был счастлив. Родители всячески стараются "быть хорошими" и "дать ребенку все".

Крайностям - нет!

Беда нашего времени в том, что родители впадают в две крайности:

  • полностью подчиняются потребностям ребенка и он не знает слова «нет»,
  • с головой уходят в работу, пытаясь заработать много денег, чтобы купить ребенку все, что он хочет, чего «не получили они в детстве».

У эмоционально благополучного ребенка нет потребности подчинить себе взрослых! Это первая ошибка многих родителей – ДЕТОцентрированность в семье и вседозволенность в воспитании. Мой любимый доктор Евгений Комаровский об этом много и доступно говорит и пишет - берите на вооружение!

Ребенку не нужны ваши деньги! Ему не нужны брендовые вещи, и даже игрушки не нужны в таком количестве! Вы ведь видели, что новой игрушки хватает на полдня-день забавы, а фирменные джинсы и платьишко доживают чистыми до ближайшей детской площадки – делайте выводы! Не пытайтесь откупиться от ребенка материальными вещами!

Ребенку нужно качественное общение! Это самая важная потребность ребенка! Из-за того, что ребенок не получает такого общения  может возникать много проблем с поведением и со здоровьем (о психосоматике читаем у В. Синельникова и других уважаемых авторов).

ребенок сам

Что такое качественное общение?

Знаете, что больше всего может унизить человека? Представьте, что вы что-то рассказываете, а ваш собеседник отвернулся от вас, занимается своими делами, иногда угу-кает, и вдруг вообще идет в другую комнату. Что вы чувствуете? Ужас! Впечатление такое, что тебя "слушают попой", что ты и твой рассказ ничуть не интересен, и вообще отвлекаешь своей болтовней...

А теперь вспомните, не таким ли образом мы, взрослые, частенько общаемся с детьми, параллельно занимаясь чем-то по работе, занимаясь домашними делами?

У нас так бывает много дел, что уделить «пристальное внимание» своему ребенку некогда. Легче дать ему какой-то девайс в руки, новую игрушку или включить ему мультики по телеку, чтоб не мешал.

Так вот, среди вашего привычного общения выделите время для качественного общения - это 30-60 минут в день, проведенные только с ребенком, глядя ему в глаза и занимаясь с ним его делами, разделяя его интересы, помогая в его начинаниях (подготовка и проверка уроков не в счет). 

За это время ваш ребенок расскажет вам много интересного о себе, поделится своими мыслями, переживаниями. Если у вас проблемы с темой для общения – вам в помощь «Календарь счастливых дней» - как минимум 10 тем и интересных дел на каждый месяц вы в нем найдете. Дальше у вас и у вашего ребенка запустится свой встроенный «генератор» интересностей. 

Здесь есть еще один нюанс – родители часто не знают, что делать с информацией, которую они получают от детей. Частенько начинаются нравоучения и скучные морали и все, на этом качественное общение заканчивается…

Родители, вам в помощь мудрые истории – притчи. Вместо банальных фраз лучше расскажите ребенку притчу, подходящую к ситуации, которая даст ребенку пространство для размышлений и мудрую подсказку. Детям не нужны ваши готовые советы и решения. Им нужно самим находить ответы на свои «задачи из жизни». Именно это открытие дало мне вдохновение создать сборник таких историй  книгу-дневник «100 притч». И я его использую на коуч-сессиях и консультациях со взрослыми и детьми, и конечно же для бесед со своим ребенком.

И вот еще одна интересная техника по работе с эмоциями тоже поможет вам общаться с ребенком без нравоучений, но с пользой - техника «Светофор»

Красный – стой! Желтый – жди! А зеленый свет – иди!

Часто дети рассказывают какое-то происшествие из своей школьной жизни и эмоции их захлестывают. Они возмущаются, осуждают, обижаются, огорчаются и т.д. и т.п. Каждая эмоция имеет право быть в жизни ребенка. Очень важно – осознавать, что это за эмоция.

Вы можете повесить в комнате ребенка картинку светофора и научить, как с ней играть в «помогайку». Для вас опишу все по-взрослому, а ребенку можете придумать историю о светофоре-помогайке, который хотел, чтобы все были радостными и счастливыми и подмигивал разноцветными глазками не просто так.

светофор

Для вас, взрослики, техника "Светофор" состоит из трех шагов:

Красный свет

  • Остановись, что ты чувствуешь?
  • Что чувствует твое тело?
  • Опиши чувства, назови их.

Желтый свет

  • Что означают для тебя эти чувства?
  • Что тебе хочется сделать?
  • Как ты скорее всего на них отреагируешь?
  • Какой результат получишь от своих обычных действий?
  • Это то, что тебе на самом деле нужно?

Зеленый свет 

  • Что тебе следует делать дальше, чтобы принести пользу себе и окружающим?
  • Какие возможны варианты действий, которые дадут тебе то, что ты действительно хочешь?

На первом шаге очень важно понять истинное чувство – например, ребенок плачет, потому что он обиделся и разозлился на учительницу из-за того, что она поставила плохую оценку. Но слезы это результат обиды, и это все появилось уже после того, как ребенок узнал о плохой оценке. Значит, плохая оценка еще до злости вызвала какое-то чувство – что это было? Ребенок боялся, что из-за плохой оценки его накажут родители или он не получит подарок на Новый год или будут смеяться друзья. И здесь важно уточнить, был ли это страх наказания или печаль из-за  подарка. Получается, что это была не одна эмоция, а целый их комок, клубок, который нужно распутать.

Вам в помощь вот эта схема - колесо эмоций американского психолога Роберта Плутчика. Распечатайте эту схему на цветном принтере и пользуйтесь ею вместе с ребенком.

колесо эмоций Р. Плутчика

На втором шаге можно поговорить о каждой обнаруженной эмоции. Каждый человек действует под действием эмоций спонтанно и чаще всего это далеко не конструктивные действия. Не зря говорят «ну ты и дров наломал»! На этом шаге важно отсеять неконструктивные реакции, которые могут только навредить и не помогут решению ситуации.

На третьем шаге обязательно найдется более конструктивная реакция, полезное действие, если подумать над тем, что можно было бы сделать вместо стандартной реакции «ломания дров». И как только этот экологичный зеленый вариант реакции обнаружится -  действуйте! Похвалите ребенка за то, что он придумал решение своей задачки. Теперь, когда решение найдено, можете устроить чаепитие с вкусняшками :)

Кстати, вы тоже обязательно попробуйте эту технику в минуты эмоциональных всплесков в вашей жизни, в общении, на работе. Понаблюдайте, как изменится реакция окружающих и какой результат вы получите.

Что вы получите?

Если вы в течение 1 месяца будете с ребенком играть в эту игру со светофором-помогайкой (помните, что привычка формируется в течение 21 дня?), то результат вас очень порадует!

Во-первых, умение распознавать свои чувства улучшит поведение ребенка. Когда я практиковала эту технику в работе с детьми, то заметила, что дети стали больше помогали друг другу, вежливее общались, уменьшились случаи антисоциального поведения: пинков, ударов, криков и издевательств.

Во-вторых, когда эмоции детей становятся им понятны, то улучшается успеваемость. Когда дети «наводят порядок в своей голове», то они больше уделяют сил и внимания учебе. Это же относится к порядку в голове и у взрослых людей)))

В-третьих, в общении с вашим ребенком появится больше тепла и понимания. Ваш пример – это самая лучшая Школа Жизни для вашего ребенка. Именно вы даете ребенку самые ценные навыки общения с собой и окружающими, навыки построения отношений в семье, с друзьями. Это самое ценное, что вы, как родитель, можете дать вашему ребенку.

Пробуйте в вашей жизни что-то новое!

Наслаждайтесь новым результатом и вашими достижениями!

Ваша
Елена Литковская

работа с эмоциямиP.S. Что еще можно использовать в работе с эмоциями?

Книга-дневник «100 притч»

«Календарь Счастливых Дней»

Копилка секретов воспитания и развития детей

Мягкие игрушки-смайлики Kimochis

Ментальные карты от изд-ва «Колесо жизни»

...о них поговорим в следующих статьях