Есть в сущности всего живого природное стремление к росту, развитию, успеху и движению вперед - иначе весной на деревьях не распускались бы листочки, а младенец не становился бы "почемучкой", а потом - талантливым специалистом. Веточке нужно солнечное тепло и достаточное количество влаги, а человеку - некие условия, мотивирующие его к познанию и созиданию, его собственные стимулы, которые вдохновляют совершать свой "ежедневный подвиг". Только какие это условия и стимулы?
Наблюдая за людьми, я давно замечала, что одних интересуют только деньги, другие стремятся заниматься делом, которое приносит творческое удовлетворение, а есть люди, которым очень важно признание и уважение окружающих не зависимо от того, чем они занимаются. А. Маслоу описал и изобразил иерархию потребностей человека в виде пирамиды. Причем на разных этапах жизни человека актуализируется тот или иной уровень потребностей в зависимости от того, что уже достигнуто и реализовано в жизни. Например, если человек чувствует полную обеспеченность и защищенность на уровне "физики" и безопасности, то вероятнее всего он уже будет задумываться о более "высоких вещах", таких как Любовь, Уважение и Самоактуализация.
С уровнями "Физики", Безопасности и Любви более менее все понятно. А вот уровни Уважения и Самоактуализации понимаются разными людьим по-разному. Мы пойдем дальше в этом вопросе и рассмотрим группы людей, которые объединяет сходное отношение к стимулам к деятельности, к тем целям и задачам, которые представители каждой группы считают достойными проявления активности. В пределах каждой группы наблюдается общий интерес и согласие по вопросу "ради чего все это стоит затевать".
Как определить, что для каждого отдельного человека актуально?
Недавно мне в руки попала книга Елены Удаловой «Соционика в работе с персоналом или Что показывает MBTI». Автор основываясь на типологию К.Юнга и соционические психоинформационные характеристики типов (социотип) предлагает сгруппировать людей с одинаковыми признаками по дихотомиям сенсорика-интуиция и экстраверсия-интраверсия для определения их ведущих стимулов для деятельности.
Подход Елены Удаловой во многом помогает подобрать «правильные» инструменты стимулирования деятельности, исходя из личностных потребностей и мотивов человека. Давайте рассмотрим более подробно, какие же стимулы к деятельности Е. Удалова считает эффективными для каждой группы.
Экстравертные сенсорики ГЮГО, ЖУКОВ, НАПОЛЕОН, ШТИРЛИЦ
Представителям группы свойственна деятельность практического характера (сенсорика) с расширяющимся кругом контактов (экстраверсия). Ценности - престижное положение, власть, влияние, уважение - те, что поддержат репутацию в моменты неопределенности (предусмотрительность). Их интересуют задачи, приближенные к социальной практике, общественное признание их деятельности, возможность сделать успешную карьеру, награды. Экстравертные сенсорики знают цену этим факторам. Они заботятся о своих ресурсах (деньгах, репутации, внешнем виде и т.п.), поскольку это дает запас прочности при неожиданных поворотах судьбы. Поэтому эти типы ориентированы на повышение статуса. Стимул их деятельности - престиж.
Если человек проявляет сенсорную неторопливость и конкретность, хорошо чувствует свою территорию и склонен к расширению круга контактов и деятельности, то его не устроит просто большая сумма зарплаты. Он должен занимать престижное положение, о котором можно рассказывать знакомым без стеснения. Его должны уважать на работе, отмечать наградами, упоминать в поздравительных приказах по фирме. Иначе его трудовой энтузиазм будет постепенно истощаться.
Экстравертные интуиты ДОН КИХОТ, ГАМЛЕТ, ДЖЕК, ГЕКСЛИ
Представители этой группы реализуются в нетрадиционных или постоянно обновляющихся сферах деятельности (интуиция) с расширяющимся кругом контактов (экстраверсия). Их увлекают сложные перспективные задачи с масштабными последствиями (беспечность). Их интересуют те проблемы, решение которых привнесет в жизнь что-то новое, позволит увидеть реальность под другим углом. Экстравертные интуиты, как никто другой, чувствуют бесконечную многогранность и неисчерпаемость мира. Идея совершить открытие греет им душу, поэтому обычная рутинная работа, не сулящая неожиданностей, их утомляет. Они всегда готовы забросить "скучную" работу в пользу той, которая сулит новые возможности. Стимул их деятельности - уникальность.
Если человек проявляет интуитивную рассеянность и широчайший интерес к мало связанным, на первый взгляд вещам, то, скорее всего, он не сможет долго усидеть на высокооплачиваемой, но рутинной работе. Ему необходим постоянный приток свежей информации, неожиданные повороты и задачи, которых еще никто не решал. Тогда он проявит максимальную заинтересованность и эффективность в работе, добившись результатов, которые, несомненно, вызовут удивление его коллег.
Интровертные сенсорики ДЮМА, ГОРЬКИЙ, ДРАЙЗЕР, ГАБЕН
Представителям этой группы свойственна деятельность практического характера (сенсорика) с постоянным кругом контактов (интроверсия). Их интересует хорошее материальное обеспечение, комфортные условия жизни и работы, запасы, обеспечивающие богатство ощущений и информации (беспечность). Интровертных сенсориков интересует личная стабильность и удобство, которое они постараются создать на любом рабочем (и нерабочем) месте. У них не вызывает энтузиазма деятельность, нарушающая реальный комфорт сейчас ради выгоды, обещанной когда-нибудь. Они отчетливо ощущают свое существование, комфортом которого не будут жертвовать ради эфемерных проектов. Стимул их деятельности - благосостояние (в широком смысле этого слова).
Если человек проявляет конкретную практичность и вкус к маленьким житейским радостям, скорее всего, его мало заинтересует портрет на доске почета или благодарность в приказе. Он должен ощутить реальность вознаграждения за свой труд. Оно может быть денежным, а может - материальным: путевка, оплаченный отпуск, подарок от фирмы, беспроцентные ссуды. Если руководитель ограничится торжественным рукопожатием под звуки оркестра, интровертный сенсорик испытает глубокое разочарование. Что неминуемо скажется на его трудовом энтузиазме.
Интровертные интуиты РОБЕСПЬЕР, ЕСЕНИН, БАЛЬЗАК, ДОСТОЕВСКИЙ
Типы этой группы реализуют свои интересы в нетрадиционных либо обновляющихся (интуиция) областях деятельности с постоянным кругом контактов (интроверсия). Им нравится заниматься тем, что значимо лично для них, их внутренний мир идей, возможность работать в присущем им ритме (предусмотрительность). Интровертные интуиты стараются заниматься только значимыми для них, интересными им делами. То, что никак не связано с их личными интересами или перспективами, кажется им бесконечно скучным. В этом случае заинтересовать их должна хотя бы, зарплата. Их привлекает деятельность в своем ритме, исследования, помогающие решить их личные вопросы или утоляющие их собственное любопытство к миру. Стимул их деятельности - самодостаточность.
Если человек склонен к мечтательному погружению в себя, застывая при этом в весьма причудливой неудобной позе, то, скорее всего, его не заинтересует перспектива стать начальником большого сектора. Его не слишком радует перспектива думать о чужих заботах и заданиях. Он хочет иметь достаточно свободы, чтобы заниматься интересным делом, погружаясь в него целиком. А начальство должно позаботиться, чтобы информации и времени для этого было достаточно, и чтобы материальные заботы работника тоже не отвлекали.
Получаем следующую схему (Е.Удалова):***
Описанное разбиение объединяет типы по факторам, возбуждающим их трудовую активность. И здесь тоже соционика открывает несколько необычные ракурсы. Как видим, далеко не каждый тип вдохновится идеей получить орден за свои заслуги. Некоторым можно просто дать денег побольше. А других абсолютно необходимо обеспечить уникальной и трудной задачей. И хорошо бы не перепутать стимулы. Они не так универсальны, как нам до сих пор казалось.
Соционический подход к применению системы основных форм и видов управленческого воздействия на персонал для обеспечения высокого уровня мотивации сотрудников для достижения высоких результатов труда сотрудников в ходе реализации стратегии Компании позволяет подобрать "правильный" индивидуальный метод стимулирования. И как мы увидели из описания групп, не каждому нужно предлагать повышение зарплаты, иногда можно предложить сотруднику свободный график при выполнении определенного объема работ и он будет счастлив!
Вопрос определения типа того или иного сотрудника решается с помощью метода визуального типирования, который по внешности (чаще даже заочно, по фотографии) позволяет определить социотип человека без тестирования, которые требуют дополнительных временных затрат на организацию, проведение и обработку результатов. С помощью интервью можно тоже допустить ошибки, а по поведению - и подавно, потому что часто люди, проявляют наработанное ролевое социально желательное поведение, вводят в заблуждение из-за так называемых "масок". Зато внешность не обманет, поскольку "внешность - это проявленная суть" (А. Аугустинавичуте). Соционика описывает закономерности психических качеств и внешних признаков (черты лица, телосложения, особенности осанки), поэтому основным методом определения социотипа человека является визуальный. Этому можно научиться или заказать услугу у специалистов-социоников, которые после определения социотипа составят Характеристику деловых способностей и Мотивационный профиль сотрудника.
По материалам книги Е. Удаловой
«Соционика в работе с персоналом или Что показывает MBTI»