Ни хлебом единым... или что нас поднимает на подвиг?

vetkaЕсть в сущности всего живого природное стремление к росту, развитию, успеху и движению вперед - иначе весной на деревьях не распускались бы листочки, а младенец не становился бы "почемучкой", а потом - талантливым специалистом. Веточке нужно солнечное тепло и достаточное количество влаги, а человеку - некие условия, мотивирующие его к познанию и созиданию, его собственные стимулы, которые вдохновляют совершать свой "ежедневный подвиг". Только какие это условия и стимулы?

Наблюдая за людьми, я давно замечала, что одних интересуют только деньги, другие стремятся заниматься делом, которое приносит творческое удовлетворение, а есть люди, которым очень важно признание и уважение окружающих не зависимо от того, чем они занимаются. А. Маслоу описал и изобразил иерархию потребностей человека в виде пирамиды. Причем на разных этапах жизни человека актуализируется тот или иной уровень потребностей в зависимости от того, что уже достигнуто и реализовано в жизни. Например, если человек чувствует полную обеспеченность и защищенность на уровне "физики" и безопасности, то вероятнее всего он уже будет задумываться о более "высоких вещах", таких как Любовь, Уважение и Самоактуализация.

С уровнями "Физики", Безопасности и Любви более менее все понятно. А вот уровни Уважения и Самоактуализации понимаются разными людьим по-разному. Мы пойдем дальше в этом вопросе и рассмотрим группы людей, которые объединяет сходное отношение к стимулам к деятельности, к тем целям и задачам, которые представители каждой группы считают достойными проявления активности. В пределах каждой группы наблюдается общий интерес и согласие по вопросу "ради чего все это стоит затевать".

Maslow

Как определить, что для каждого отдельного человека актуально?

Недавно мне в руки попала книга Елены Удаловой «Соционика в работе с персоналом или Что показывает MBTI». Автор основываясь на типологию К.Юнга и соционические психоинформационные характеристики типов (социотип) предлагает сгруппировать людей с одинаковыми признаками по дихотомиям сенсорика-интуиция и экстраверсия-интраверсия для определения их ведущих стимулов для деятельности.

Подход Елены Удаловой во многом помогает подобрать «правильные» инструменты стимулирования деятельности, исходя из личностных потребностей и мотивов человека. Давайте рассмотрим более подробно, какие же стимулы к деятельности Е. Удалова считает эффективными для каждой группы.

Экстравертные сенсорики ГЮГО, ЖУКОВ, НАПОЛЕОН, ШТИРЛИЦ

Представителям группы свойственна деятельность практического характера (сенсорика) с расширяющимся кругом контактов (экстраверсия). Ценности - престижное положение, власть, вли­яние, уважение - те, что поддержат репутацию в моменты неопределенности (предусмотрительность). Их интересуют задачи, приближенные к социальной практике, общественное признание их деятельности, возможность сделать ус­пешную карьеру, награды. Экстравертные сенсорики знают цену этим факторам. Они заботятся о своих ресурсах (деньгах, репута­ции, внешнем виде и т.п.), поскольку это дает запас прочности при неожиданных поворотах судьбы. Поэтому эти типы ориентирова­ны на повышение статуса. Стимул их деятельности - престиж.

Если человек проявляет сенсорную неторопливость и кон­кретность, хорошо чувствует свою территорию и склонен к рас­ширению круга контактов и деятельности, то его не устроит про­сто большая сумма зарплаты. Он должен занимать престижное положение, о котором можно рассказывать знакомым без стесне­ния. Его должны уважать на работе, отмечать наградами, упоми­нать в поздравительных приказах по фирме. Иначе его трудовой энтузиазм будет постепенно истощаться.

Экстравертные интуиты ДОН КИХОТ, ГАМЛЕТ, ДЖЕК, ГЕКСЛИ

Представители этой группы реализуются в нетрадиционных или постоянно обновляющихся сферах деятельности (интуиция) с расши­ряющимся кругом контактов (экстраверсия). Их увлекают сложные перспективные задачи с масштабными последствиями (беспечность). Их интересуют те проблемы, решение которых привнесет в жизнь что-то новое, позволит увидеть реальность под другим уг­лом. Экстравертные интуиты, как никто другой, чувствуют бес­конечную многогранность и неисчерпаемость мира. Идея совер­шить открытие греет им душу, поэтому обычная рутинная рабо­та, не сулящая неожиданностей, их утомляет. Они всегда готовы забросить "скучную" работу в пользу той, которая сулит новые возможности. Стимул их деятельности - уникальность.

Если человек проявляет интуитивную рассеянность и широ­чайший интерес к мало связанным, на первый взгляд вещам, то, скорее всего, он не сможет долго усидеть на высокооплачивае­мой, но рутинной работе. Ему необходим постоянный приток свежей информации, неожиданные повороты и задачи, которых еще никто не решал. Тогда он проявит максимальную заинтере­сованность и эффективность в работе, добившись результатов, которые, несомненно, вызовут удивление его коллег.

Интровертные сенсорики ДЮМА, ГОРЬКИЙ, ДРАЙЗЕР, ГАБЕН

Представителям этой группы свойственна деятельность прак­тического характера (сенсорика) с постоянным кругом контактов (интроверсия). Их интересует хорошее материальное обеспечение, комфортные условия жизни и работы, запасы, обеспечива­ющие богатство ощущений и информации (беспечность). Интровертных сенсориков интересует личная стабильность и удобство, которое они постараются создать на любом рабочем (и не­рабочем) месте. У них не вызывает энтузиазма деятельность, нару­шающая реальный комфорт сейчас ради выгоды, обещанной когда-нибудь. Они отчетливо ощущают свое существование, комфортом которого не будут жертвовать ради эфемерных проектов. Стимул их деятельности - благосостояние (в широком смысле этого слова).

Если человек проявляет конкретную практичность и вкус к маленьким житейским радостям, скорее всего, его мало заинте­ресует портрет на доске почета или благодарность в приказе. Он должен ощутить реальность вознаграждения за свой труд. Оно может быть денежным, а может - материальным: путевка, опла­ченный отпуск, подарок от фирмы, беспроцентные ссуды. Если руководитель ограничится торжественным рукопожатием под звуки оркестра, интровертный сенсорик испытает глубокое разоча­рование. Что неминуемо скажется на его трудовом энтузиазме.

Интровертные интуиты РОБЕСПЬЕР, ЕСЕНИН, БАЛЬЗАК, ДОСТОЕВСКИЙ

Типы этой группы реализуют свои интересы в нетрадиционных либо обновляющихся (интуиция) областях деятельности с постоян­ным кругом контактов (интроверсия). Им нравится заниматься тем, что значимо лично для них, их внутренний мир идей, возмож­ность работать в присущем им ритме (предусмотрительность). Интровертные интуиты стараются заниматься только значимыми для них, интересными им делами. То, что никак не связано с их личными интересами или перспективами, кажется им бесконечно скучным. В этом случае заинтересовать их должна хотя бы, зарпла­та. Их привлекает деятельность в своем ритме, исследования, помо­гающие решить их личные вопросы или утоляющие их собственное любопытство к миру. Стимул их деятельности - самодостаточность.

Если человек склонен к мечтательному погружению в себя, застывая при этом в весьма причудливой неудобной позе, то, скорее всего, его не заинтересует перспектива стать начальником большого сектора. Его не слишком радует перспектива думать о чужих заботах и заданиях. Он хочет иметь достаточно свободы, чтобы заниматься интересным делом, погружаясь в него цели­ком. А начальство должно позаботиться, чтобы информации и времени для этого было достаточно, и чтобы материальные забо­ты работника тоже не отвлекали.

 Получаем следующую схему (Е.Удалова):table_sociotip***
Описанное разбиение объединяет типы по факторам, возбуждаю­щим их трудовую активность. И здесь тоже соционика открывает не­сколько необычные ракурсы. Как видим, далеко не каждый тип вдох­новится идеей получить орден за свои заслуги. Некоторым можно просто дать денег побольше. А других абсолютно необходимо обеспе­чить уникальной и трудной задачей. И хорошо бы не перепутать сти­мулы. Они не так универсальны, как нам до сих пор казалось.

Соционический подход к применению системы основных форм и видов управленческого воздействия на персонал для обеспечения высокого уровня мотивации сотрудников для достижения высоких результатов труда сотрудников в ходе реализации стратегии Компании позволяет подобрать "правильный" индивидуальный метод стимулирования. И как мы увидели из описания групп, не каждому нужно предлагать повышение зарплаты, иногда можно предложить сотруднику свободный график при выполнении определенного объема работ и он будет счастлив!

Вопрос определения типа того или иного сотрудника решается с помощью метода визуального типирования, который по внешности (чаще даже заочно, по фотографии) позволяет определить социотип человека без тестирования, которые требуют дополнительных временных затрат на организацию, проведение и обработку результатов. С помощью интервью можно тоже допустить ошибки, а по поведению - и подавно, потому что часто люди, проявляют наработанное ролевое социально желательное поведение, вводят в заблуждение из-за так называемых "масок".  Зато внешность не обманет, поскольку "внешность - это проявленная суть" (А. Аугустинавичуте). Соционика описывает закономерности психических качеств и внешних признаков (черты лица, телосложения, особенности осанки), поэтому основным методом определения социотипа человека является визуальный. Этому можно научиться или заказать услугу у специалистов-социоников, которые после определения социотипа составят Характеристику деловых способностей и Мотивационный профиль сотрудника.

По материалам книги Е. Удаловой
«Соционика в работе с персоналом или Что показывает MBTI»