Тайм-менеджмент – искусство управления временем. Но можно ли управлять временем? Нет, к сожалению (или к счастью) человеку это не дано! Можно только управлять СОБОЙ во времени.
С нами, взрослыми, все более менее понятно. Мы с вами достаточно сознательные, умеем себя контролировать и управлять своими действиями во времени (хочется на это надеяться :) ). Поэтому если мы чего-то не делаем или не успеваем, то только потому что на самом деле не очень хотим или дело это не важное, не срочное для нас. Но в любом случае для взрослого человека довольно привычное занятие – организовывать свою деятельность во времени. А для детишек умение ориентироваться во времени, да и еще регулировать свои действия достаточно сложно.
Когда можно начинать разговор о времени?
Я начала где-то с трех рассказывать своему ребенку о времени и о том, что мы строим свою жизнь на основе времени. В этом возрасте мой малыш начал активно заявлять о своем «хочу-не хочу», которые нарушали тот привычный ритм, который задавала я и в котором мы мирно жили.
Естественно, наш распорядок дня корректировался в соответствии с возрастом и потребностями молодого растущего организма. Но в некоторые моменты все доходило до абсурда. Давай пообедаем – не хочу! Давай пойдем на улицу – не хочу! Давай поиграем – не хочу! Мамочки 3-летних бунтарей меня понимают)))
И так было до тех пор, пока я не придумала наши «волшебные часики». Эти часы стали первым инструментом, который знакомил ребенка с течением времени. Бабочка, которая была прикреплена в часовой стрелке показывала, как идет время, а картинки с изображением разных действий подсказывали, что сейчас нужно делать. И это было волшебно! Ребенок понял, что время – это не прихоть мамы, и поэтому смысла сопротивляться нет. Раз пришло время обедать, значит, мы идем в кухню. И если пропустить, то останешься голодным. А бабочка движется медленно, до ужина ждать долго придется!
Эти часики помогли моему малышу визуально понять, как время «идет, летит». А картинки с распорядком дня стали связью с материальным миром и конкретной жизненной ситуацией. Кроме того, малыш уже сам наблюдал за бабочкой и подсказывал мне, к чему нужно готовиться. Это было очень мило)))
Когда ребенок подрастал, то картинки менялись, а позже остались только самые «критичные» моменты – подготовка ко сну в 20:00 и сон в 21:00. Такой распорядок дня на часах помогал мне как маме организовывать день ребенка без лишних споров и пререканий а ребенку - быть собранным, точным, целенаправленным, организованным.
Достаточно полезным стало то, что «волшебные часы» помогали мне учить ребенка ценить такой важный необратимый жизненный ресурс как время. Особенно это заметно стало, когда мы пошли в школу. Ежедневно какой-то отрезок времени мы тратили на подготовку домашних заданий. И если сынишка вовремя не садился за уроки или баловался, ленился, то времени на подготовку уроков уходило больше. Соответственно на игры оставалось меньше. В этот период у нас на столе поселились песочные часы, благодаря которым можно было видеть, как в буквальном смысле слова утекает время. А еще нашим другом стал кухонный таймер и песочные часы. С помощью этих часовых приборов мы учились ценить время и укладываться с выполнением своих задач в определенные отрезки времени.
А чуть позже наши «волшебные часы» нам уже стали не нужны. Но зато мы изготовили с сыном его собственные часы с логотипом автоботов, которые ему очень нравились. На часах сделали цифры, которые в темноте светятся. И ребенку очень нравилось ложиться спать, выключать свет и наблюдать, как цифры светятся.
Понимаю то, что можно пощупать!
Особенность мышления детишек такова, что их в маленьком возрасте достаточно сложно познакомить с тем, что нельзя показать наглядно, визуально. Время неосязаемо, поэтому детям достаточно сложно объяснить, насколько оно вообще существует и необратимо движется. Поэтому я нашла способ конкретизировать для малыша временные единицы и связать их с повторяющейся деятельностью и конкретными жизненными событиями.
Cоздайте и вы свои «волшебные часы» для ребенка! Пусть ваше творчество поможет вашему малышу легко и с интересом постигать искусство тайм-менеджмента с самого маленького возраста!
Ваша
Елена Литковская